Да неужели!?: Порядок книг в Новом Завете. Часть 2
Продолжаем изучение рукописей Нового Завета. В прошлый раз мы поговорили о вариантах расположения основных разделов Нового Завета, а также о различных комбинациях расположения Евангелий. Сегодня мы продолжим эту тему и коснемся Соборных посланий, а также писем апостола Павла.
3. ПОРЯДОК СОБОРНЫХ ПОСЛАНИЙ
• Традиционное расположение. Традиционное расположение Соборных посланий, встречающееся в большинстве источников, продиктовано не только аллюзией на Гал. 2:9, но и их объемом. Так, наиболее пространное письмо стоит первым, а наименьшее — последним (после тире указано кол-во строк, которыми переписчики указывали длину текста):
Иакова — 247
1 Петра — 237
2 Петра — 166
1 Иоанна — 269
2 Иоанна — 32
3 Иоанна — 31
Иуды — 71
ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ: два письма Петра, ровно как и три послания Иоанна, никогда не отделялись друг от друга, формируя цельные корпусы писем автора.
• Число произведений. В письме Папы Иннокентия I к Эксуперию Толозскому (405 г.), а также у Исидора Севильского [1], Соборные послания расположены по числу произведений автора: Иоанн — три письма, Петр — два письма, Иуда и Иаков — по одному.
• Первенство Петра. Некоторые древние рукописи целенаправленно ставят письма Петра в начале списка, тем самым подчеркивая его первенство в Церкви (см. 1; 2). Всего встречаются четыре основных варианта:
(А) 1–2 Петра, 1–3 Иоанна, Иакова, Иуды. Такой порядок зафиксирован в 39-м каноне Третьего Карфагенского собора (397 г.), Апостольских постановлениях (8.47.85), булле Cantate Domino Папы Евгения IV (1442 г.) и Декрете о канонических Писаниях, который был принят на Тридентском соборе (1545–1563 гг.).
(В) 1–2 Петра, Иакова, 1–3 Иоанна, Иуды. Такой порядок появляется в Клермонтском кодексе (IV в.), Decretum Gelasianum (2.4), приписываемом Папе Геласию I (V в.), Декрете Папы Дамаса (382 г.), а также Афонском кодексе Великой Лавры (IX в.).
(С) 1–2 Петра, 1–3 Иоанна, Иуды, Иакова. Такой порядок в IV в. встречается у Филастрия (Книга ересей, 88) и Августина (Христианская наука, 2.13).
(D) 1–2 Петра, Иакова, Иуды, 1–3 Иоанна. Такой порядок в IV в. встречается у Руфина (Комментарий на Апостольский символ веры, 37).
(E) 1–2 Петра, Иуды, Иакова, 1–3 Иоанна. Такой порядок в VI в. засвидетельствован у Кассиодора (Институции, 14).
4. ПОРЯДОК ПОСЛАНИЙ ПАВЛА
• Положение в каноне. В подавляющем большинстве случаев письма Павла располагались сразу после Соборных посланий (Евангелия, Деяния, Соборные послания, Послания Павла…), однако в некоторых источниках они следуют после Евангелий [2] или Деяний [3].
• Внутреннее устройство. Если же говорить об их внутреннем устройстве, то здесь все более-менее просто: традиционно сначала идут письма к семи церквам, а затем — к частным лицам. В каждом из двух блоков письма располагаются от больших к меньшим, кроме Послания к Галатам, которое несколько меньше Послания к Ефесянам, но стоит перед ним.
Как видите, вариативность среди Соборных посланий больше, чем среди писем Павла, однако наиболее интересная ситуация сложилась с Посланием к Евреям. Но об этом — уже в следующий раз.
———
[1] Исидор Севильский. Предисловия к книгам Ветхого и Нового Завета, 11.
[2] Декрет Папы Дамаса (382 г.); Папа Иннокентий I. Письмо к Эксуперию Толозскому (405 г.); Епифаний Кипрский. Панарион, 76.22.5; Иероним Стридонский. Письмо к Павлину (53), 8; Апостольские постановления, 8.47.85; Синайский кодекс (IV в.); Александрийский кодекс (V в.); Григорий Назианзин. Стихотворения, 1.12.30–35; Клермонтский кодекс (IV в.); Августин. Христианская наука, 2.13; Исидор Севильский. Предисловия к книгам Ветхого и Нового Завета, 11; Фульдский кодекс (VI в.); Папа Евгений IV. Cantate Domino (1442 г.).
[3] 39-й канон Третьего Карфагенского собора (397 г.); Амфилохий Иконийский. Ямбы к Селевку; Филастрий. Книга ересей, 88; Руфин. Комментарий на Апостольский символ веры, 37; Decretum Gelasianum (2.5); Тридентский собор (1545–1563 гг.). Декрет о канонических Писаниях.